Как организовать взаимосвязь работы бухгалтерии и юридического отдела на предприятии

Часто возникают такие ситуации, когда незначительное условие договора, приводит к значительным потерям при налогообложении совершаемых операций или значительному увеличению трудоёмкости учётного процесса.
Юристу, формулирующему условия договора, зачастую некогда задумываться, над тем, а что же с этим договором будет делать бухгалтер, какие налоги в результате заплатит предприятие. Налоговое и бухгалтерское законодательство настолько усложнено, что разобраться в нем не всегда под силу даже профессиональному и опытному бухгалтеру, не то, что специалисту другой профессии. Та же ситуация и в отношении бухгалтера – он всегда настолько погружен в проблемы бухгалтерского учёта и, особенно, налогообложения, что ему зачастую некогда внимательно прочитать регистрируемые договоры, заглянуть в Гражданский Кодекс и задуматься, к чему приведет наличие или отсутствие того или иного условия.

Задача руководителя предприятия состоит в том, чтобы показать юристам и бухгалтерам необходимость тесного контакта в работе, осветив некоторые аспекты, находящиеся в их совместном профессиональном поле.

Необходимо отметить следующие точки соприкосновения этих структур:

1) Юридическому отделу необходимо отдавать договора для визирования в бухгалтерию.
На этапе заключения договоров бухгалтерии необходимо просчитать налоговые последствия сделки, знать все налоговые льготы. Бухгалтерия при этом указывает на то какой вид договора необходимо заключить для оптимизации налогооблажения.
Бухгалтерия прежде всего в работе с договорами ориентируется на налоговые последствия, которые могут возникнуть у предприятия в будущем.

2) Бухгалтерия направляет в юридический отдел заключения о фактах нарушений договорных обязательств ( в части сроков и порядка оплаты) как со стороны Контрагентов предприятия, так и факты нарушения самого предприятия.
Таким образом, положительный результат работы юридического отдела при работе с дебиторской задолженностью, а также работы по предотвращению судебной работы по кредиторской задолженности складывается из следующих действий бухгалтерии:

  • своевременное выявление задолженности;
  • в кратчайшие сроки доведение до сведения юристов фактов нарушения.

3) Для наиболее эффективной работы всего предприятия необходимо, чтобы бухгалтерия во время и надлежащим образом оформляла первичные документы (счёт-фактуры; накладные; акты выполненных работ; акты сверок).

4) В случае, если в адрес предприятия от налоговых органов поступили: решения о привлечении ответственности, требование об уплате налогов, санкций нарушающие права и законные интересы предприятия, бухгалтерия должна незамедлительно информировать об этом юридический отдел. При этом будет больше эффективности, если к документам налоговых органов, бухгалтерия приложит своё пояснительное письмо с разъяснением ситуации.

5) Необходимо отметить, что в судебной практике наиболее часто встречаются следующие налоговые споры:
признание недействительными решения налогового органа вынесенного по результатам налоговой проверки;
признание незаконным действия или бездействие налоговых органов.

При рассмотрении налоговых споров в суде бухгалтерии необходимо присутствовать на судебных заседаниях, а также активно отстаивать позицию предприятия. Поскольку именно присутствие бухгалтера на таком процессе и его профессиональные ответы, как специалиста, чаще всего приводит к тому, что суд принимает позицию предприятия.

Именно на бухгалтера ложится обязанность предоставить юристу документы запрашиваемые судом.

При написании юристом судебных документов для подачи в суд, а также всех дальнейших документов исходящих от юристов, будет оптимально, если бухгалтер просмотрит документы, а также внесёт свои коррективы или предложит варианты решения задач поставленных перед юристом. Бухгалтерия в кратчайшие сроки должна предоставить юридическому отделу документы для направления в суд.

6) Бухгалтерия направляет для визирования юридическому отделу договора о материальной ответственности некоторых работников бухгалтерии.
Необходимость в структурных изменениях на предприятии возникает при существенных изменениях рыночной ситуации, переопределении целей и корректировке стратегий предприятия, при достижении предприятием определенных этапов развития, когда существующая структура сдерживает дальнейший рост.

На практике большинство структур предприятий не оптимальны: инструментарий обработки рынка беден, внутренние взаимодействия противоречивы, управление неэффективно.

Значительную пользу приносит диагностика, предшествующая оптимизации, выявляющая действительные проблемы предприятия.

Для проведения оптимизации необходима объективная оценка ситуации со стороны.

Необходимо закрепить взаимосвязь бухгалтерии и юридического отдела по средством включения в инструкции и положения этих отделов обязанности по взаимодействию.

Письменные запросы, заключения при работе отделов будут работать на эффективность предприятия. Поскольку каждый из отделов может контролировать ситуацию. Это будет сказываться на своевременности выполнения обязанностей как юридического отдела, так и бухгалтерии. Что в целом приведёт к более устойчивой работе предприятия.